букварь

Воз­ник как по­со­бие для об­уче­ния русскому и цер­ков­но­славянскому язы­ку; позд­нее раз­ра­бо­тан для язы­ков на­ро­дов СССР и других.

Впер­вые сло­во букварь поя­ви­лось в названии учеб­ни­ка для обу­че­ния гра­мо­те («Бу­к­варь язы­ка сла­вен­ска, пи­са­ний чте­ния учи­ти­ся хо­тя­щим в по­лез­ное ру­ко­во­же­ние», Евье, 1618). Основные струк­тур­ные зве­нья букваря — бу­к­вы, бу­к­во­со­че­та­ния, сло­ги, циф­ры, грам­ма­тические све­де­ния, тек­сто­вые и ил­лю­ст­ра­тив­ные ма­те­риа­лы, схе­мы, таб­ли­цы, а так­же об­ра­ще­ния к де­тям и на­став­ле­ния, фор­ми­рую­щие у уче­ни­ков нор­мы по­ве­де­ния и взаи­мо­от­но­ше­ний ме­ж­ду стар­ши­ми и млад­ши­ми.

Пер­во­пе­чат­ные буквари цер­ков­но­славянского языка поя­ви­лись у южных сла­вян, это бы­ли гла­го­ли­че­ские бу­к­ва­ри цер­ков­но­славянского языка в хорватской ре­дак­ции, пред­на­зна­чен­ные для ка­то­ли­ков. Пер­вый та­кой букварь был из­дан в 1527 году в Ве­не­ции. В от­ли­чие от других пер­во­пе­чат­ных букварей, в ко­то­рых ил­лю­ст­ра­ции прак­ти­че­ски не встре­ча­ют­ся, ве­не­ци­ан­ский букварь ук­ра­шен 35 гра­вю­ра­ми. В Рос­сии пред­ше­ст­вен­ни­ка­ми букваря бы­ли аз­буч­ные таб­лич­ки, бе­ре­стя­ные гра­мо­ты, учеб­ные аз­бу­ков­ни­ки.

Пер­вым пе­чат­ным букварем на цер­ков­но­славянском языке в русской ре­дак­ции ста­ла «Аз­бу­ка» Ива­на Фё­до­ро­ва, на­пе­ча­тан­ная в 1574 году во Льво­ве. По­стро­ен­ная на ос­но­ве бу­к­во­сла­га­тель­но­го спо­со­ба обу­че­ния гра­мо­те аз­бу­ка вклю­ча­ла об­ра­бо­тан­ные ав­то­ром тек­сты из Биб­лии (для чте­ния), адап­ти­ро­ван­ный аз­буч­ный ак­ро­стих, тек­сты мо­литв, от­рыв­ки из прит­чей — для за­кре­п­ле­ния на­вы­ков чте­ния и пись­ма, а так­же со­ве­ты по вос­пи­та­нию. Рас­по­ло­же­ние ал­фа­ви­та — в пря­мом и об­рат­ном по­ряд­ке, враз­бив­ку, по вер­ти­ка­ли — по­зво­ля­ло раз­ви­вать мо­тор­ную и зри­тель­ную па­мять уча­щих­ся. Идеи Ива­на Фё­до­ро­ва лег­ли в ос­но­ву «Аз­бу­ки» Л. Зи­за­ния (Виль­но, 1596). В ней об­ра­ща­лось вни­ма­ние на зву­ко­вой со­став сло­ва — фо­не­ти­ку, со­дер­жал­ся тол­ко­вый сло­варь «Лек­си­ка…», при­во­ди­лись на­чаль­ные све­де­ния по гео­гра­фии, ис­то­рии.